Новости законодательства для НКО за январь-февраль 2022 года

Новости законодательства для НКО за январь-февраль 2022 года

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» подготовило для НКО Правовой бюллетень за январь-февраль 2022 года.

В этом выпуске Вы можете прочитать:

— о едином реестре СОНКО,

— о новом регламенте проверок деятельности НКО Минюстом России,

— о формах уведомлений в целях обеспечения замораживания (блокирования) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества,

— о формах уведомлений в целях обеспечения замораживания (блокирования) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества,

— о списках контрольных вопросов при осуществлении государственного контроля.



О едином реестре СОНКО
Министерством экономического развития России сформирован единый Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – реестр). Актуальный реестр размещен на официальном сайте Минэкономразвития России по следующей ссылке: data.economy.gov.ru/analytics/sonko

Создание такого реестра ранее было предусмотрено пунктом 19.6 статьи 265 Налогового кодекса, которым установлено право юридических лиц включать во внереализационные расходы стоимость имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр.

Включению в реестр подлежат некоммерческие организации

— являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации (далее — организации, уполномоченные на включение некоммерческих организаций в реестр), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;

— являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;

— являющиеся поставщиками социальных услуг;

— являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

— являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующих дате включения в реестр;

— являющиеся получателями имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

Организации, соответствующие нескольким критериям, включаются в реестр на основании каждого критерия, то есть общее количество записей в реестре не будет совпадать с числом организаций, включенных в реестр. В реестр не может быть включена некоммерческая организация, полномочия учредителя которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Сведения о некоммерческой организации включаются в реестр в течение 15 рабочих дней со дня:

а) принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной на включение некоммерческих организаций в реестр, решения о предоставлении некоммерческой организации субсидии или гранта — федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией, уполномоченной на включение некоммерческих организаций в реестр;

б) включения некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг — Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами;

в) включения некоммерческой организации в реестр поставщиков социальных услуг — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

г) получения некоммерческой организацией имущественной поддержки — федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предоставившим указанную поддержку;

Сведения о благотворительных организациях включаются в реестр Минюстом в течение 30 рабочих дней со дня представления ими сообщения о продолжении деятельности или отчетности в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Сведения о некоммерческих организациях, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, включаются в реестр в течение 15 рабочих дней со дня получения лицензии Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по виду экономической деятельности на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Если деятельность организации соответствует установленным критериям, но она не была включена в реестр, необходимо направить официальное обращение в орган или организацию, уполномоченные на включение данных в реестр.

Единый реестр сформирован в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций»), которые вступили в силу с 1 января 2022 года.


О новом регламенте проверок деятельности НКО Минюстом России
11 января вступил в силу новый Административный регламент осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (далее – регламент).

Обращаем Ваше внимание на следующие новеллы.

Должностные лица Минюста при проведении проверки:

— не обязаны предъявлять копию документа о ее согласовании с органами прокуратуры,

— имеют право вмешиваться в деятельность некоммерческой организации, в том числе при участии в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях, например, могут прервать мероприятие при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации,

— вправе затребовать дополнительные документы и сведения (в случае несоответствия представленных сведений тем сведениям, которые имеются в распоряжении Минюста, срок для направления письменных пояснений составляет 10 рабочих дней).

Руководитель НКО или уполномоченный представитель обязан:

— обеспечить при необходимости присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации при проведении проверки;

— представлять по запросам должностных лиц Минюста России (территориального органа) относящуюся к предмету проверки информацию (документы, сведения), включая их заверенные копии, письменные пояснения в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в форме документарных проверок), в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в форме выездных проверок);

— предоставлять возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, и обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в помещения и территории, которые занимает некоммерческая организация, в отношении которой проводится мероприятие по осуществлению государственного контроля (надзора);

— предоставлять места для осуществления государственного контроля (надзора) в период проведения выездной проверки в служебном помещении по месту нахождения некоммерческой организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.

Регламентом установлен исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемой некоммерческой организации. Приводим его полностью:

1) документы, подтверждающие местонахождение некоммерческой организации (копии правоустанавливающих документов на помещение);

2) решения высшего органа управления некоммерческой организации (протоколы, выписки из протоколов, решения об утверждении благотворительных программ, справки и другие);

3) решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы), по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

4) решения контрольно-ревизионного органа некоммерческой организации, включая акты проверок (при наличии указанного органа в структуре некоммерческой организации);

5) сведения о программах некоммерческой организации, решения об их утверждении и сведения об их реализации;

6) сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных некоммерческой организацией (периодичность, форма проведения, место и дата проведения, содержание мероприятий и прочее);

7) документы, подтверждающие участие в конкурсах на получение отечественных и зарубежных грантов;

8) содержательные отчеты по грантам;

9) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией юридическим и физическим лицам;

10) содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации;

11) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума;

12) сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, наличии иностранных источников финансирования;

13) сведения о членах (участниках) некоммерческой организации с указанием даты рождения и гражданства (копии заявлений о вступлении в члены (участники) некоммерческой организации, решений уполномоченных органов некоммерческой организации об их приеме или исключении, реестр членов (участников) некоммерческой организации);

14) сведения о членских взносах и иных имущественных взносах (при наличии);

15) сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) их руководителей, контактных телефонов (при наличии);

16) копии штатных расписаний некоммерческой организации;

17) документы по использованию некоммерческой организацией труда добровольцев, волонтеров;

18) документы по сайту некоммерческой организации;

19) переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей;

20) печатные издания, печатная продукция, а также иные агитационные материалы, образцы сувенирной продукции, наград, грамот и прочее;

21) документы, подтверждающие участие в выборах и референдумах в качестве избирательного объединения (при наличии);

22) публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет» (при наличии);

23) документы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе о приносящей доход деятельности, учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, средств массовой информации, об участии в деятельности иных юридических лиц;

24) сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности некоммерческой организации;

25) материалы по выпуску периодических изданий;

26) бухгалтерско-финансовые документы, которые не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а именно:

копии планов счетов бухгалтерского учета, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;

утвержденные сметы доходов и расходов, финансовый план;

оборотно-сальдовые ведомости по счетам некоммерческих организаций;

карточки (анализ) счетов главной книги;

кассовые документы (кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты);

заключенные договоры и документы об их исполнении — приходные накладные и накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты приема-передачи товара, счета-фактуры, акты (в случае применения некоммерческой организацией упрощенной системы налогообложения представляется книга учета доходов и расходов);

27) пояснения руководителя (представителя) некоммерческой организации, представленные в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных некоммерческой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минюста России (его территориальных органов) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора);

28) копии правоустанавливающих документов на используемые в деятельности некоммерческой организации помещения, здания, земельные участки и прочее.

Закреплен перечень документов, запрашиваемых у религиозных организаций.

Установлен перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых Минюстом в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия (приводим полностью):

1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;

2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости;

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

4) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

5) сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанным с ним общероссийским классификаторам ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ, установленным организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики;

6) сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

7) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

8) сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

9) сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, процентов и штрафов за нарушения законодательства;

10) сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

11) сведения из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

12) сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

13) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность юридических лиц, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторские заключения о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, содержащиеся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

14) выписка из реестра федерального имущества;

15) выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации;

16) выписка из реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;

17) данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, а также аудиторские заключения о ней за отчетные периоды 2014 — 2018 годов в соответствии с подпунктом «б» пункта 1.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного надзора в сфере рекламы путем проведения внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 09.12.2020 N 1203/20 (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2020, регистрационный N 61458);

18) сведения из реестра дисквалифицированных лиц;

19) сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

20) сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске;

21) сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание;

22) сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства вида на жительство;

23) сведения о действительности (недействительности) документа, удостоверяющего личность гражданина (кроме удостоверений личности, выданных иностранными государствами);

24) сведения о постановке иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания;

25) сведения о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства;

26) сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации;

27) сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации;

28) информация о поступивших от граждан Российской Федерации уведомлениях о наличии у них гражданства другого государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве.

Из текста регламента исключен пункт о том, что «Организация и проведение контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции их добросовестности, открытости и доступности для некоммерческих организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информации об организации и осуществлении контроля о правах и об обязанностях центрального аппарата (территориальных органов), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственности органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля, недопустимости взимания органами контроля с некоммерческих организаций платы за проведение мероприятий по контролю.».

Регламент утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 №274


О формах уведомлений в целях обеспечения замораживания (блокирования) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества

4 февраля опубликован Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 24.12.2021 № 292, которым утверждены формы уведомлений о включении организаций и физических лиц в

— перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (www.fedsfm.ru/documents/terr-list),

— перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (https://www.fedsfm.ru/documents/omu-list),

и уведомления об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней определяются уполномоченным органом.

Росфинмониторинг направляет указанные уведомления в органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях обеспечения замораживания (блокирования) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества лиц, включенных в указанные перечни (ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Руководителям некоммерческих организаций целесообразно периодически проверять указанные перечни на предмет включения в них партнеров или контрагентов организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2022 № 127, вступившем в силу 18 февраля, уточнены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах.

Срок для представления юридическими лицами имеющейся у них документально подтвержденной информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев необходимых сведений по запросу Росфинмониторинга или налоговых органов увеличен с 5 до 7 дней. Срок, в течение которого юридическое лицо должно направить скорректированные сведения в случае обнаружения неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленной информации увеличен с 3 до 5 дней.

Напомним, что НКО должны включать информацию о поступлениях и расходах средств (использовании иного имущества), полученных от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства, в отчетность, представляемую в Минюст России по утвержденным формам.



О списках контрольных вопросов при осуществлении государственного контроля



В соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые будут использоваться Рострудом при осуществлении государственного контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и в сфере социального обслуживания.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1000.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 999.

Ознакомиться со списками контрольных вопросов можно по ссылкам:

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 27.12.2021 № 402 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг»

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 15.12.2021 № 389 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания»

Скачать бюллетень за январь

Скачать бюллетень за февраль

10:05
1060

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!